С 1 апреля 2011 года ОАО «Уралсвязьинформ» является частью российской национальной телекоммуникационной компании «Ростелеком» и теперь будет осуществлять свою деятельность в качестве ее макрорегионального филиала «Урал»
Об итогах минувшего года и наиболее актуальных задачах на 2006 г в интервью корпоративному изданию холдинга рассказывает генеральный директор ОАО "Уралсвязьинформ" Анатолий Уфимкин.Анатолий Яковлевич, какие события 2005 года стали для компании знаковыми? Успешно завершена самая масштабная реорганизация с момента создания единой межрегиональной компании в 2002 году - объединение мобильных и интернет-активов. Большая и сложная работа продолжалась более года - от идеи до разработки мастер-плана реорганизации и проведения собрания акционеров, юридически закрепившего присоединение трех дочерних сотовых операторов и двух интернет-провайдеров к ОАО "Уралсвязьинформ". Логичным завершением объединения стало введение единой торговой марки для услуг сотовой связи и новых услуг - Utel/"Ютел". Прошло полгода с момента старта "Ютел", и сейчас многие поняли, что мы были правы. Новая торговая марка - яркая, легкая, динамичная - хорошо воспринимается абонентами, о чем говорят и результаты продаж. Ключевым событием года, определяющим перспективы развития компании на многие годы, а может, и десятилетия вперед, стал запуск полноценной сети следующего поколения /NGN/ в Челябинске. Это первый в России NGN-проект такого масштаба и уровня проработки, тем самым "Уралсвязьинформ" еще раз подтвердил свое лидерство с точки зрения внедрения новых технологий и услуг. В активном использовании NGN-решений видим магистральный путь развития компании, что позволит предложить абонентам огромный спектр дополнительных и уникальных услуг, например все возможности управления вызовом, совместную работу над файлами, организацию видеоконференций, IP-телевидение, "виртуальный видеомагнитофон" и многие другие. Какие проблемы Вы могли бы назвать наиболее серьезными для компании в прошедшем году? На мой взгляд, глобальных проблем не было. А временные сложности бывают всегда, что неизбежно. Непростым был процесс реорганизации. Нельзя забывать, что юридическими процедурами дело не ограничивается, для эффективной работы нужен сплоченный коллектив, нормальные человеческие взаимоотношения - по вертикали и горизонтали. Кроме того, в начале прошлого года произошла смена руководства, обновился состав заместителей генерального директора, руководителей филиалов. Новым людям нужно было войти в курс дела, освоиться, хотя фактически все назначения были изнутри компании, и много времени на это не понадобилось. Не было ли проблемы нехватки ресурсов, в частности инвестиционных? Денег всегда будет не хватать. Задача в том, чтобы ограниченный ресурс использовать максимально эффективно - правильно расставить приоритеты, добиваться снижения стоимости проекта, как говорится, искать и находить варианты. В 2005 году компания прошла пик инвестиционной активности - за год капвложения составили 10,3 млрд рублей. Такая сумма - на пределе наших возможностей. Инвестиционный план текущего года предусматривает 5,9 млрд рублей. Это снижение обусловлено тем, что самые дорогие проекты, самые капиталоемкие компания успешно завершила. За три года построено более 16 тысяч километров волоконно-оптических и цифровых радиорелейных линий связи. "Цифровые потоки" доведены практически до всех городов и районных центров наших регионов. Три муниципальных образования в этом году будут обеспечены цифровыми каналами связи. Если раньше ежегодно строили 5 тысяч километров внутризоновых линий, то в текущем году план всего 500 километров. Опорная цифровая сеть, магистральная мультисервисная сеть, создание которой также в целом завершено - первооснова для бизнеса компании. Сети строились "на вырост" - с учетом ежегодного увеличения трафика передачи данных в 1,5-2 раза, так что эта проблема решена на годы вперед. Сейчас сети надо "загружать", стимулировать спрос абонентов на новые услуги. Больше трафика - выше доходы. Сократится ввод новых мощностей и по другим направлениям. Сокращение - не самоцель, а реакция на состояние рынка. Уже неоднократно говорилось о том, что возможности для экстенсивного роста, за счет массового подключения новых абонентов, иссякают. В текущем году мы столкнемся с этим на практике. В сфере мобильной связи планируется подключить 750 тысяч новых абонентов против 1,6 млн в 2005 году. Снижается объем ввода номеров фиксированной связи, поскольку очередь на установку телефона уменьшается. Главный резерв роста бизнеса - продвижение новых услуг, на это и будет направлена инвестиционная активность. В минувшем году "Уралсвязьинформ" отметил трехлетие в статусе межрегиональной компании. Как вы оцениваете итоги за этот период? Что сделано, и что еще предстоит? К объединению наши регионы подошли с разными стартовыми возможностями. Чтобы компания была устойчивой и стабильной, надо было выровнять уровни развития телекоммуникаций. Можно сказать, что в 2005 году эта работа в целом завершена. Другие результаты трехлетней деятельности коллектива хорошо известны. Подключено более 500 тысяч основных телефонных аппаратов, абонентская база превысила 3,5 млн. Все прогнозы по развитию мобильной связи перекрыты многократно. Общее количество мобильных абонентов с момента создания межрегиональной компании выросло более чем в 9 раз. На 1 января 2006 года "мобильная" абонентская база достигла почти 3,7 млн. Наконец, в минувшем году пройден еще один важный рубеж - годовая выручка ОАО "Уралсвязьинформ" превысила 1 млрд долларов США. Однако мало создать единую компанию - важно сформировать коллектив единомышленников. В прошлом году активизировали работу в этом направлении. Впервые с момента создания межрегиональной компании в ноябре собрали вместе руководящее звено - от топ-менеджмента генеральной дирекции до начальников цехов. Важно было, чтобы во время этого разговора в Нижнем Тагиле все почувствовали общую стратегию компании. А то зачастую получалось, что верхи шумят, а внизу - тишина. Но, пожалуй, важнее даже простое человеческое общение специалистов из разных регионов. Человек на своем месте, как говорится, "варится в собственном соку", а здесь представилась возможность посмотреть, как работают на других территориях, как решают сходные проблемы и задачи. Этой же цели - осознанию единства, сплочению коллектива - служат многочисленные мероприятия, которые проводим совместно с профсоюзами. Спартакиада по различным видам спорта, фестиваль команд КВН и многое, многое другое. Такие мероприятия помогают почувствовать и ямальцу и курганцу, что мы вместе делаем общее дело. Нередко "Уралсвязьинформ" называют самой технологически продвинутой среди межрегиональных компаний, что ожидается на этом направлении в 2006 году? Новые технологии важны, активно их внедряем, о чем уже говорилось вначале. Однако любая технология - это инструмент бизнеса. Да и абонент заинтересован не в технологиях, а в новых возможностях для работы, обучения, досуга, общения. Потребитель именно за это платит деньги, а не за технологическое решение. Поэтому изменен главный подход к планированию. Ориентация на бизнес-результат, а уже потом - эффективные технологии, с помощью которых его можно достичь. Прежде в "Уралсвязьинформе" зачастую гнались за технологиями, закупали что-то продвинутое, но доводить до бизнес-решения, продавать конкретную услугу не умели. И инвестиции оказывались в замороженном состоянии. Сейчас не можем себе этого позволить. Все, что делаем, должно приносить дивиденды - либо финансовые /увеличение выручки или сокращение затрат/, либо политические, либо репутационные. В современных условиях последние два направления также важны для бизнеса. Тогда, может быть, цель заключается в том, чтобы продавать лучше всех? К этому надо стремиться. Следует научиться общаться с клиентом на одном языке, быть с ним заодно. Предлагать конфету в красивой упаковке, а не "грузить" технологиями. В этом отношении были определенные проблемы. Не было центра, мотора, который мог бы превратить технологию в конечный продукт, простой и понятный абоненту, способный спровоцировать его на покупку. Чтобы изменить ситуацию, в прошлом году пригласили Сергея Михайловича Бершева для разработки и внедрения услуг. Он в этом деле специалист, имеет опыт работы в зарубежных и ведущих российских телекоммуникационных компаниях. В 2006 году на первый план с точки зрения продаж выходит предоставление абонентам широкополосного доступа в Интернет. На 1 января "Уралсвязьинформ" обеспечил около 54 тысяч подключений широкополосного доступа /по выделенным линиям, ADSL/. План на год - не менее 250 тысяч новых подключений ADSL. Сложная задача, но за ее решением - будущее. Чтобы абонент мог покупать больше услуг, надо обеспечить ему такую возможность. И ADSL как раз превращает обычную медную пару в канал получения данных любого вида со скоростью до 8 Мб/с. На сегодня ADSL - самое экономичное решение проблемы "последней мили". Акцент на широкополосный доступ не означает, что другие виды доступа в Интернет не будут пользоваться спросом. Хорошую динамику показывает "Интернет в кредит". Если абонента устраивает скорость, которую обеспечивает соединение через модем - пожалуйста. Надо поработать с абонентской базой. Если видим, что абонент - активный потребитель dial-up, у него большой объем трафика, значит, надо предлагать ему более производительный вариант - ADSL, присваивать статус VIP-клиента. Кроме того, с точки зрения реализации конкурентных преимуществ "Уралсвязьинформ" важно развитие пакетной продажи услуг. На Урале, да, пожалуй, и в России, ни один оператор не может самостоятельно предложить комплексный набор главных услуг: домашний телефон + сотовая связь + доступ в Интернет по технологии ADSL. В прошлом году мы сделали первый шаг на пути внедрения пакетной продажи, а в текущем предстоит расширить и углубить это направление. Пакет должен распространяться не только на подключение, но и предоставлять абоненту скидки в зависимости от объема потребляемых услуг, что подразумевает внедрение единого счета. А как развивается конкурентная ситуация на Урале? Конкурентная ситуация острая, особенно на рынке услуг сотовой связи и доступа в Интернет. Но в целом "Уралсвязьинформ" повысил свою конкурентоспособность. Качественный скачок произошел в сфере фиксированной связи. В большинстве регионов у нас лучшая сеть сотовой связи. Ту же услугу "Интернет в кредит" никто на Урале, кроме нашей компании, предоставить фактически не может. Вместе с тем надо признать, что мы нередко проигрываем с точки зрения качества обслуживания. Если не можем научиться предлагать клиенту комфортные условия обслуживания - надо привлекать сторонние организации, активнее использовать аутсорсинг. Клиенту, приходящему в центр обслуживания, должно быть удобно, оператор должен быть по одну сторону баррикад с клиентом, а пока сохраняется разделение как бы на две системы: оператор - за перегородкой, а клиент заведомо в статусе просителя. Не должно быть таких психологических барьеров. С нового года вступили в силу новые принципы регулирования телекоммуникационного рынка. Как они отразятся на деятельности компании? Новые правила призваны приблизить регулирование рынка к мировым стандартам. Например, произошла либерализация рынка междугородной и международной связи. Абонент теперь, как во всем мире, сможет сам выбирать оператора дальней связи, услугам которого отдает предпочтение. И через год-два таких операторов будет много. Для "Уралсвязьинформа" это выгодно - чем выше конкуренция, тем ниже тарифы, и тем больше люди будут разговаривать. А наша компания, как оператор местной и внутризоновой связи, все равно свою долю от операторов дальней связи получит за пропуск трафика по сетям. Конечно, новые правила требуют от компании больших затрат - на подготовку биллинговых систем, на оборудование АТС системами повременного учета разговоров, на подготовку новой системы выставления счетов /а их будет несколько/. На все про все требуется около 700 млн рублей. Но эти деньги обязательно принесут отдачу в последующие годы. Возможно, непредсказуемые последствия вызовет тарифная реформа в сфере фиксированной связи. Не боитесь, что в ваш кабинет будут пенсионеры с плакатами приходить? Пусть приходят, поговорим. В любом случае, надо пережить слом старого. Когда с 2005 года началась реализация закона о монетизации льгот, тоже были опасения, но ведь пережили. И теперь люди понимают, что им выгоднее вместо виртуальных льгот получить реальные деньги и тратить их по своему усмотрению. Тарифная реформа в фиксированной связи также дает абоненту право выбора. Новые тарифы позволят абоненту выбрать наиболее подходящий - в зависимости от объема трафика. Сохранится и существующая модель, когда за абонентскую плату можно получить неограниченное количество местных разговоров. Но, как и в сотовой связи, это будет самый дорогостоящий тариф. В конце концов, в России сегодня абонентов мобильной связи уже почти в три раза больше чем абонентов фиксированной. Думаю, что потребители уже хорошо разбираются в том, какой тариф им наиболее выгоден. Каким будет новый наступивший год для компании? С каким настроением Вы его встретили? Настроение рабочее. Несмотря на различные сложности, 2005 г завершили, выполнив все намеченные планы, прежде всего по объему выручки. Не могу сказать, что 2006 г будет простым. Прежде всего, потому, что начнут действовать новые принципы регулирования рынка. Пожалуй, эта самая серьезная реформа в нашей отрасли с советских времен. Важно, чтобы это осознали не только сотрудники компании, но и наши абоненты. Предстоит большая работа по совершенствованию клиентского обслуживания. Для абонентов "Уралсвязьинформ" должен быть не технологической, а клиентоориентированной, удобной и комфортной компанией. Предстоит борьба за лояльность клиента, за его верность компании. В центре внимания будет также ужесточение контроля над затратами, повышение производительности труда. В любом случае, уверен, что компания справится. Вместе прошли через такие преобразования и реформы, что уже ничего не страшно. Жизнь продолжается, людям необходимо общение, потребность в обмене информацией постоянно возрастает, и значит, есть основа и перспективы для нашего бизнеса.